- ОБРАЗ
- сознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта (образ противостоит «восприятию» – т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта). Ученые всегда искали критерий различия между образами и реальными представлениями, ссылаясь на крайнюю сложность и связанность последних (с объектом). Однако этот критерий представляется довольно сомнительным. Сартр выделил четыре фундаментальных отличия представления от образа. 1) Образ – это «сознание», а не содержание представления, в том смысле, что образ – это человеческая установка. Воображать и воспринимать – это две установки, две взаимоисключающие формы сознания. 2) Для образа характерен феномен «квази-наблюдения». Нам кажется, что мы наблюдаем, но мы не наблюдаем. Так, например, каждый из нас может воспроизвести образ Пантеона; но если нас попросят внимательно посмотреть на этот образ и посчитать колонны, обрамляющие фасад, никто не сможет этого сделать. Образ не научает нас ничему новому, это не реальное наблюдение. 3) «Воображающее сознание полагает свой о6ьект как чистое небытие»; воображающий человек знает, что объект его представления не существует. 4) Спонтанность образа, независимость его от воли – последняя фундаментальная особенность: мы представляем себе отнюдь не то, что мы хотим или когда хотим; в состоянии грезы (а это совершенный пример «воображающего сознания»») субъект остается совершенно пассивен: грезы нам даны и момент волевого вмешательства здесь отсутствует.
Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.